Воскресенье, 05.05.2024, 07:24
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ ООШ № 32

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Литературное чтение 4 класс

Литературное чтение 4 класс

1. 14.05.2020

2. М.Твен. «Приключение Тома Сойера».Особенности повествования. Герои приключенческой литературы. Краткий пересказ.

- Откройте учебник на ст.194

4. Задания по теме урока:

- - Сегодня мы продолжаем знакомство с зарубежной литературой.

Откройте учебник на странице ……. И прочитайте имя и фамилию писателя, о творчестве которого мы будем сегодня говорить. (Марк Твен. Сэмюэл Ленгхорн Клеменс.)

- Как вы думаете, почему здесь написано два имени? (Под одним именем он писал, а другое – его настоящее имя.)

- Каким словом называют вымышленное имя автора? (Псевдоним.)

- Какие писатели, поэты подписывали свои сочинения псевдонимом? (Аркадий Гайдар, Анна Ахматова, Андрей Платонов, Кир Булычев. Произведения этих авторов дети уже читали ранее).

- Послушайте и приготовьтесь ответить на вопросы, которые вы видите.

Вопросы:

  1. Где встречал своих героев Марк Твен?
  2. Кого из героев книги напоминает Марк Твен?
  3. Какие книги для детей написал Марк Твен?

“Писатель Сэмюэл Ленгхорн Клеменс, пришедший в литературу под именем Марка Твена, провел свое детство в городе Ганнибал. В те годы город только начинал заселяться. Он располагался на берегу Миссисипи – огромной судоходной реки. Здесь вместе со своими сверстниками Сэмюэл проводил время в играх и проказах, купался в Миссисипи, обманывал учителей воскресной школы, бродил в пещерах. Расположенных неподалеку от города. Здесь в толпе босоногих мальчишек, наводнявших улочки Ганнибала, он впервые встретил прототипов своих будущих героев – Тома Сойера, Гекльберри Финна, Джо Гарнера. Был в Ганнибале и Индеец Джо, и однажды он чуть не погиб от голода, заблудившись в одной из пещер”. “В книге, которая называется “Том Сойер”, - пишет Марк Твен, - я заморил его до смерти голодом, но единственно в интересах искусства – на деле этого не было”.  (По А.С.Ромму)

“Но детство Сэмюэля Клеменса кончилось очень рано. Ему было только 12 лет, когда умер его отец , и ему вместе с братом пришлось заботиться о содержании семьи. Будущий писатель изучил профессию наборщика, он был и лоцманом , и золотоискателем, служил солдатом, выступал с чтением юморесок. В своих произведениях он стремился отображать правду жизни, то, что он сам выстрадал и пережил. Марк Твен оставил потомкам замечательные произведения. Такие, как “Приключения Тома Сойера”, “Приключения Гекльберри Финна”, “Принц и нищий”, “Таинственный незнакомец” и другие”. (По А.С.Ромму)

IV. Чтение фрагмента романа М.Твена “Приключения Тома Сойера.” и работа над текстом.

- Прочитайте фрагмент из романа “Приключения Тома Сойера” и подумайте, как можно его назвать? Почему?

После самостоятельного чтения дети отвечают на вопрос, поставленный учителем.

(“Первая любовь”. “Признание”. “Я вас люблю”. “Том и Беки”.

- Скажите, можем ли мы считать, что любовь Тома – настоящее, большое чувство?

(Нет. Это не настоящая любовь, которая бывает у взрослых. Она какая-то смешная.

У Русалочки была настоящая любовь. У Тома любовь как игра.)

- Особенность романа Марка Твена в том, что все обычные ситуации взрослой жизни писатель переносит в мир детей и делает это весело, с юмором. Подтвердите этот вывод словами из текста.

(“Учитель, восседавший на кафедре в большом плетеном кресле, дремал, убаюканный сонным гудением класса. Появление Тома разбудило его”.

“Учителя чуть не хватил удар, он растерянно взирал на Тома. Гудение в классе прекратилось. Ученики подумывали , уж не рехнулся ли отчаянный малый”.

“Когда же она опять осторожно обернулась, перед ней очутился персик. Она его отодвинула. Том тихонько подвинул персик обратно. Она его опять отодвинула, но уже не так враждебно. Том, не теряя терпения, положил персик на старое место. Она его не тронула. Том нацарапал на грифельной доске: “Пожалуйста, возьмите, у меня есть еще”.

“Художник изобразил перед домом человечка, похожего на подъемный кран. Он мог бы перешагнуть через дом, но девочка судила не слишком строго – она осталась очень довольна этим страшилищем и прошептала:

- Какой красивый! А теперь нарисуйте меня.

Том нарисовал песочные часы, увенчанные полной луной. Приделал к ним ручки и ножки в виде соломинок и вооружил растопыренные пальцы огромным веером. Девочка сказала:

- Ах, как хорошо!)

- А теперь найдите в тексте слова, которые говорят нам о том, что писатель перенес в детский мир взрослые отношения. Прочитайте их.

(“…но тут увидел две длинные золотистые косы и спину, которую он узнал мгновенно благодаря притягательной силе любви”.

- “… на самом же деле это было не смущение, а почтительная робость перед новым божеством”.

- “… сначала девочка не хотела ничего замечать, потом женское любопытство взяло верх”.)

- Особенность этого произведения состоит в том, что оно написано в форме пародии.

Учитель записывает на доске “роман-пародия”.

- Пародия состоит в “передразнивании”, сведении серьезного в смешное.

Запомните это слово. А почему это произведение называют романом? Давайте разберемся. Вспомните по фильму: о чем говорится в этой книге?

(О дружбе Тома с Гекльберри. О любви Тома к Бекки. О воскресной школе. Об убийстве на кладбище. О том, как мальчишки искали клад.)

- Каких героев этого романа вы можете припомнить? (У Тома была тетушка. Индеец Джо. Судьи. Учитель в школе. Родители Беки.)

- Прочитаем вывод.

Дети читают текст, написанный на доске.

“Роман – повествовательное произведение с описанием большого числа всевозможных историй и событий. В романе много действующих лиц”.

V. Работа над выразительностью чтения и характеристикой героев.

- Попробуем прочитать разговор Тома и Беки в лицах. Скажите: как нужно читать за Тома? (Весело. С хитростью, ведь он все время хитрил, так как хотел, чтобы Бекки обратила на него внимание. Уверенно. Чтобы понравиться, надо сделать вид, что все знаешь.)

- А за Беки? (Тихо. Спокойно. С достоинством. Она послушная девочка. И с любопытством. Ей было интересно разговаривать с Томом.)

Дети читают отрывок со слов: “Ах, как хорошо! Жалко, что я не умею рисовать”, до слов “… то я сама посмотрю”.

К доске вызываются ученики, читающие отрывок по ролям.

- Внимательно слушайте и готовьтесь ответить на вопрос: что можно сказать о речи героев? Какая она: серьезная, смешная, взрослая, детская?

После чтения вопросы в сокращенном варианте повторяются. (Речь детская: “Честное-пречестное”, “когда меня хотят выдрать”, “вот это здорово!”)

- Речь героев – это тоже художественное средство. С его помощью Марку Твену удается рассмешить читателя. Вспомним: с чего начинается фрагмент романа? (Том опаздывает в школу.)

- Мог ли он избежать наказания? (Да, если бы что-нибудь соврал.)

- Почему же он не сделал этого? (Ему хотелось сесть с Бекки, и он все подстроил так, что об этом никто не догадался. Ему это удалось, ведь учитель посадил его рядом с Бекки.)

- Как Том привлек к себе внимание Бекки? (Он сначала дал ей персик, потом он нарисовал смешной рисунок, потом он познакомился с Беки, а дальше он признался ей в любви.)

- Прочитайте окончание фрагмента.

Учитель вызывает одного ученика для чтения вслух.

- Что же мы можем сказать о Томе? Какой он? (Том веселый. Он умеет хитрить. Он может заинтересовать собой. Том очень увлекался всем. Он так увлекся Бекки, что больше ни о чем другом и думать не мог. Том мог во всем видеть смешное, интересное. У него все получалось как-то смешно).

 

8. Домашнее задание (практическое).          

-  Задание, обязательное для всех. Подобрать как можно больше прилагательных, определяющих нашего героя. Том (какой?) веселый. Смешной, а дальше?

 

9. Срок сдачи д/з 15.05. до 09:00 на адрес эл.почты verteeva.lera@yandex.ru  или в сеть WhatsApp; 89282404335- Степанова Валерия Юрьевна.

 

 

 

Литературное чтение 4 класс

1. 13.05.2020

2. Г.-Х.Андерсен. «Русалочка». Авторская сказка, рассказ о русалочке.

- Откройте учебник на ст.167

4. Задания по теме урока:

Гимнастика для губ:

Упражнение «Улыбка» Удерживать сильно растянутые губы в улыбке. Зубы не видны.

-Прочитайте стихотворение про Кваку птичьим базаром. Читайте текст, не обращая внимание на то, что он как то не так выглядит.

Квака лбюит убылстьая

Рот у Ккави до уешй

Хоть закязвочи пеширй

Тнуять гбуы пмяро к уашкм

Оечнь нравится лягушкам

Уыблаюстя. Стюмеся.

А гзала у них как бюлцда.

- прочитайте шёпотом

- прочитайте громко

- прочитайте выразительно

Доброе утро и солнцу и птицам,

Доброе утро улыбчивым лицам!

- С хорошим настроением мы и начинаем наш урок.

I.Ознакомление с жизнью и творчеством Г.Х.Андерсена

- Прочитайте название раздела, который мы начнём сегодня изучать.

- Как вы понимаете его?

- Начнём изучение раздела с произведения автора, который жил в Дании. Это знаменитый датский сказочник Ганс Христиан Андерсен.

Мы сейчас поближе познакомимся с жизнью и творчеством великого сказочника. Перед вами выступят с небольшими сообщениями учащиеся, которые расскажут нам биографию сказочника. Эти сообщения они приготовили дома. А вы будете не просто слушать, а выполнять задания.

Попробуйте составить вопросы по услышанному материалу (в ходе выступлений учащихся) для викторины, которую проведём на следующем уроке.

Итак, в добрый путь!

-Ганс Христиан Андерсен родился в старом датском городе Оденсе 2 апреля 1805 года.

Отец его был сапожником, но мечтал о двух радостях – учиться и путешествовать. А так как ему ни то ни другое не удалось, он без конца читал и перечитывал сыну сказки под названием «Тысяча и одна ночь».

Андерсен вырос в бедности. Единственной гордостью семьи Андерсенов была необыкновенная чистота в их доме, ящик с землёй, где густо разрастался лук, и несколько ваз на окнах: в них цвели тюльпаны.

Тихий мальчик Ганс рано начал выдумывать невероятные истории. Но он не сразу решался рассказывать их взрослым. В доме у Андерсенов у мальчика был только один благородный слушатель – старый кот по имени Карл. Но у Карла был крупный недостаток: кот часто засыпал, не дослушав до конца интересную сказку. Но мальчик не сердился на старого кота.

В Оденсе был свой театр. Отец Ганса сделал ещё одно великое дело – он успел сходить с сыном в театр.

Вот тут-то всё и началось! Ганс решил стать актёром, петь на сцене, танцевать и декламировать стихи.

Родители же мечтали сделать из мальчика хорошего портного. Мать учила его кроить и шить. Но мальчик шил только пёстрые платья для своих театральных кукол. (у него дома был собственный домашний театр).

Когда Андерсену исполнилось 14 лет, умер его отец. Вскоре после смерти отца Ганс отпросился у матери и на жалкие сбережения уехал из Оденсе в столицу Копенгаген – завоевывать счастье, хотя сам ещё толком не знал, в чём оно заключается. В первые годы в Копенгагене было много, слишком много огорчений и обид. Он был беден. Андерсен страдал, но он не покорялся. Он гордился соей кровной близостью к беднякам.

На 23 году жизни вышла первая книга «Прогулка на остров Амагер».

На скудный гонорар от своих книг Андерсен отправился в путешествие по Европе. Путешествуя он знакомился со своими любимыми писателями и художниками, поэтами и музыкантами. Он писал всюду, где его заставляла жажда писать.

В 1872 году он тяжело заболел. Умер 4 августа 1875 года. Его сказки много раз переводились и издавались на русском языке.

  1. Вводная беседа.

(Дети рассматривают изображение памятника «Русалочка»)

- Может ли кто-нибудь из вас сказать, кого изображает этот памятник?

- Да, это памятник русалочке, героине одной из знаменитых сказок Андерсена с таким же названием. Он установлен в бухте города Копенгагена в Дании – стране, где родился один из самых знаменитых сказочников мира.

- А что вы знаете о русалках? Вспомните, в каких сказках вы встречали русалок?

- Русалка - в народных поверьях и сказках существо в образе обнажённой женщины с длинными распущенными волосами и рыбьим хвостом, живущее в воде.

- Народное поверье гласило, что русалочка обретала бессмертную душу благодаря верной любви человека.

- Давайте посмотрим, как Андерсен решает судьбу своей героини.

- Прочитайте название сказки и ответьте, можно ли по этому названию судить об отношении автора к героине сказки. (относится с нежностью, с любовью, с уважением, с заботой)

- Над этим произведением мы будем работать в течении нескольких уроков, содержание сказки будем разбирать по частям, но вы должны быть очень внимательными, слушать, отвечать на вопросы, выполнять добросовестно все задания, чтобы на последнем уроке подойти к финалу сказки и ответить на вопрос, почему из всех героев сказок Андерсена памятник установлен именно Русалочке.

  1. Словарная работа.

- Прежде чем познакомимся с самим произведением, уточним значение встречающихся в нём слов.

(на карточках записаны слова и их значение)

Якорный канат – специальная толстая верёвка, на которой якорь удерживает корабль во время стоянки.

Коралл – красивый известковый скелет морских организмов.

Стрельчатые окна – окна, сужающиеся в верхней части.

Янтарь – окаменевшая смола древних растений.

Устрицы – морской моллюск.

Овдоветь – стать вдовцом (или вдовой).

Вдовец – мужчина, у которого умерла жена.

Вельможа – в старое время: знатный и богатый чиновник.

Снасти и реи – детали корабля.

Мачта – на корабле – высокий деревянный столб для крепления парусов.

Трюм – помещение внутри корабля для перевозки груза.

Валторна – духовой музыкальный инструмент.

Мельничное колесо – колесо водяной мельницы, на которое вода льётся с плотины.

Пучина – морская глубина.

Владычить – хозяйничать.

Ил – вязкий осадок на дне водоёма.

Снадобья – волшебные средства.

Муслин – лёгкая и тонкая ткань.

Штиль – полное безветрие на море.

Ныряльщики – те, кто ныряет в глубину моря и добывает жемчуг.

Рулевой – человек, управляющий рулём, направляющий ход машины или судна.

  1. Работа над сказкой.

- Читаем первую часть сказки (читает подготовленный ученик) (до слов «Когда вам исполнится пятнадцать лет…» с.167-168).

- Где разворачивается действие сказки? (в море)

- О ком из героев сказки вы узнали из этого отрывка? (о морском царе, что он овдовел и о старухе матери, которая заправляла хозяйством и воспитывала шесть внучек, а также дано описание младшей внучки)

- Как вы думаете, кто была младшая внучка? (русалочка, героиня сказки)

- Что происходило дальше, мы узнаем из второй части. (Читает подготовленный ученик) (до слов «Надвигалась буря…» с.168-171)

- Расскажите, что произошло с русалочкой, когда ей исполнилось пятнадцать лет. (бабушка украсила её и русалочка поднялась на поверхность)

- Найдите в этой части сказки описание корабля, который увидела русалочка, и прочитайте этот отрывок. (с.169)

- Какой праздник отмечали на корабле? (день рождения принца)

- Как вы думаете, хотелось ли русалочке побывать на этом празднике и почему? (да, потому-что на корабле было красиво и ей понравился принц)

- Удастся ли русалочке познакомиться с принцем? Как может произойти знакомство?

- Это ваши предположения. Как будут развиваться события на самом деле, вы узнаете на следующих уроках.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Бесплатный хостинг uCoz